Люди, ведущие активный
Очищение кишечника может
Применение биоматериала
Мерцательную аритмию
Является ли доброкачественной
 
 
 

 :: ни дня без соков

Ни дня без соков

Как известно, все продукты питания растительного происхождения (овощи и фрукты) являются лечебно-профилактическими. Однако они содержат трудно перевариваемую клетчатку, что делает их не всегда приемлемыми для пожилых и ослабленных болезнью людей, особенно при энтероколитах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. В этих случаях просто незаменимы соки.

НАИБОЛЬШИЙ лечебно-профилактический эффект оказывают свежие соки, не подвергавшиеся термической обработке, так как при кипячении лечебная ценность соков значительно уменьшается. Однако надо помнить, что сырые соки быстро портятся, поэтому их надо употреблять сразу же после приготовления.

Качество сока зависит от состояния сырья. Используемые для приготовления соков фрукты и овощи должны быть зрелыми и ни в коем случае не подгнившими. В идеале для сохранения биологически ценных компонентов, прежде всего витаминов, плоды должны быть обработаны не позднее чем через 2 часа после сбора.

Перед приготовлением сока сырье рекомендуется измельчать. Ягоды лучше протирать через сито, яблоки и груши — тереть на терке, листья и траву — нарезать ножницами, а корни и клубни — ножом. Отжимать сок лучше всего прессом или соковыжималкой, но можно пропускать овощи и фрукты через мясорубку.

Перед приготовлением сока овощи и фрукты для сохранения их питательной и целебной ценности надо правильно обработать. Прежде всего их следует тщательно перебрать, откинув несвежие и испорченные. Затем промыть проточной водой. При этом особое внимание необходимо обращать на клубни и корнеплоды, которые бывают очень сильно загрязнены землей и находящимися в ней микробами. Клубни и корнеплоды желательно мыть щеткой.

Овощи и фрукты, которые нельзя подвергать обработке с кожицей, нужно вымыть и потом срезать с них кожицу (тонкий слой) острым ножом из нержавеющей стали. Очищенные овощи быстро промыть так, чтобы они не потеряли ценных веществ (очищенные от кожицы фрукты не моют).

По характеру действия на организм соки можно разделить на несколько групп:


мочегонные — виноградный, морковный, клубничный, арбузный, абрикосовый, грушевый, сок сельдерея;

противовоспалительные, противоглистные и антисептические — яблочный, чесночный, луковый, сок хрена;

сокогонные — капустный, морковный, сок красной свеклы и хрена;

дезинфицирующие и усиливающие окислительные процессы — капустный и сок красного перца;

понижающие кровяное давление — томатный, сок лимона, свеклы, калины;

тонизирующие — персиковый, виноградный, клубничный, абрикосовый, томатный, черничный.
Сок капусты белокочанной применяется при лечении заболеваний сердца, почек, нарушениях водно-солевого обмена, благоприятно действует при язвенном процессе слизистой оболочки желудка, полезен при геморрое, заболеваниях дыхательных путей, селезенки, печени, показан при бессоннице, экземе, диатезе. Принимать по 1 стакану с 1 ст. ложкой меда 2 раза в день — натощак и на ночь.

Сок свеклы применяется при лечении заболеваний печени, желчного пузыря, почек, при ожирении, гипертонии, ишемической болезни сердца, запорах, обладает легким слабительным и мочегонным свойством. Принимать по 0,5–1 стакану с 1 ст. ложкой меда 2–3 раза в день до еды.

Картофельный сок играет большую роль в нормализации водного обмена и поддержании нормальной работы сердца. Он также применяется при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. При систематическом приеме сока исчезают боли, отрыжка, изжога, тошнота, снижается кислотность желудка. Отжимать в сентябре-октябре из клубней. Принимать по 1 стакану с 1 ст. ложкой меда 2 раза в день — натощак утром и на ночь через 2–3 часа после ужина. Шпинатный сок полезен при малокровии и гиперсекреции щитовидной железы, стимулирует работу пищеварительных желез, усиливает перистальтику кишечника, укрепляет нервную систему. Однако из-за высокого содержания щавелевой кислоты он противопоказан при нарушениях водно-солевого обмена, подагре, заболеваниях печени и почек. Отжимать в августе-сентябре. Принимать по 1 стакану с 1 ст. ложкой меда 2–3 раза в день до еды.

Сок боярышника регулирует сердечную деятельность, улучшает снабжение сердца кислородом, снижает артериальное давление. Отжимать из цветков, листьев и плодов. Цветки и листья собирать в мае, плоды — в октябре. Принимать по 1 стакану с 1 ст. ложкой меда 3 раза в день.

Сок бузины черной действует общеукрепляюще, возбуждает гормональные железы, используется как потогонное средство. Отжимать из хорошо созревших ягод в сентябре. Принимать по 1 стакану с 1 ст. ложкой меда 3 раза в день. Сок валерианы улучшает сон, снижает нервное и умственное напряжение, применяется при желудочно-кишечных и головных болях. Отжимать в сентябре-октябре из свежих корней. Принимать по 1 ч. ложке 3 раза в день (последний раз — обязательно на ночь). Сок можжевельника применяется в качестве мочегонного средства, а также при воспалении мочевыводящих путей. Отжимать в сентябре-октябре из свежих плодов. Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день.

Морковный сок назначается больным с авитаминозом А, для активизации внутриклеточных окислительно-восстановительных процессов, используется при малокровии и гастритах с пониженной кислотностью желудочного сока. Он способствует быстрому заживлению ран, показан при инфаркте миокарда, а также кормящим матерям для увеличения лактации. Применение морковного сока противопоказано при обострении язвенной болезни и энтеритах. Принимать по 0,5–1 стакану с 1 ст. ложкой меда 2–3 раза в день до или после еды.

Огурцы — естественное мочегонное средство. Огуречный сок укрепляет ногти и волосы, предотвращает расщепление и выпадение волос. Он также усиливает перистальтику кишечника, содействует выведению холестерина. Принимают огуречный сок по 1 стакану с 1 ст. ложкой меда 2–3 раза в день до еды. Смесь соков моркови, свеклы и огурцов широко применяется при почечно- и желчнокаменной болезнях.

Чесночный сок рекомендуется при общей слабости, недомогании, при гипертонической болезни, атеросклерозе, бессоннице, ревматизме, ангине, энтеритах, колитах, атонии кишечника. Чесночный сок стимулирует аппетит, выделение желудочного сока, усиливает мочеотделение, хорошо очищает бронхи от скопления слизи и способствует выделению ядов через кожу. Противопоказан при болезнях почек и при эпилепсии. Отжимать в сентябре из луковиц. Принимать по 1 столовой или десертной ложке с таким же количеством меда. Сок лука принимается как ранозаживляющее, противогриппозное, отхаркивающее, мочегонное, послабляющее, противогеморройное средство. Способствует сохранению зубов, повышает аппетит, улучшает пищеварение, стимулирует выработку спермы, улучшает зрение, способствует выделению песка при почечнокаменной болезни. Рекомендуется при насморке, исхудании, головной боли, фурункулезе, для укрепления волос. Отжимать в июле-августе из свежих луковиц. Принимать по 1 столовой или десертной ложке с таким же количеством меда. Сок репы является хорошим средством для лечения детей и взрослых, страдающих размягчением костей и зубов. Применяется также при остром ларингите, бронхиальной астме и обменных полиартритах. Отжимать в августе-сентябре. Принимать по 0,5 стакана с 1 ст. ложкой меда 2–3 раза в день.

Сок редьки применяется при кашле, коклюше, камнях в почках и мочевом пузыре, невралгии, малокровии, метеоризме, подагре. Отжимать в августе-октябре из свежевырытых корнеплодов. Принимать по 1 ст. ложке сока и меда 3 раза в день до еды. Детям в зависимости от возраста — по чайной или десертной ложке с таким же количеством меда.

Сок дыни применяется при атеросклерозе, малокровии, заболеваниях почек и мочевого пузыря, благотворно действует при запорах и геморрое. Сок дыни хорошо утоляет жажду и успокаивающе действует на нервную систему. Отжимать в августе-сентябре. Принимать по 1 стакану с 1 ст. ложкой меда 3 раза в день.

Сок салата действует успокаивающе на нервную систему и улучшает сон. Регулярный прием сока способствует улучшению обмена веществ и пищеварения, действует предупреждающе на хрупкость сосудов, способствует снижению артериального давления. Отжимать в июне-сентябре. Принимать по 1 стакану с 1 ст. ложкой меда 2 раза в день.

Сок сельдерея благотворно влияет на процессы кроветворения, сердечно-сосудистую и нервную системы, улучшает водно-солевой обмен, действует как мочегонное средство, поднимает тонус организма, повышает аппетит, физическую и умственную работоспособность. Применяется при нефрите и мочекаменной болезни, при воспалении предстательной железы, болезненных менструациях, дерматитах, показан при ожирении и неврозах. Отжимать в сентябре из корней и листьев. Принимать по 1 ст. ложке с таким же количеством меда 3 раза в день до еды.

Сок ревеня стимулирует работу пищеварительной системы, действует как легкое слабительное, рекомендуется при атонии кишечника и хронических запорах. Отжимать в июне-сентябре из корней и листьев. Принимать по 1 ст. ложке, смешивая со стаканом морковного или любого фруктового сока, с добавлением 1 ст. ложки меда 2–3 раза в день.

Сок петрушки стимулирует работу почек, используется при цистите, мочекаменной болезни, отеках, почечных спазмах, при воспалениях предстательной железы. Противопоказан при нефрите. Отжимать в июне-сентябре из листьев и корней. Принимать по 1 ст. ложке с таким же количеством меда 3 раза в день до еды.

Сок фасоли оказывает сильное мочегонное действие, уменьшая отеки почечного и сердечного происхождения. Систематический прием сока способствует нормализации пониженной секреции желудочного сока. Применяется при ожирении и при сахарном диабете (без меда). Отжимать в июне-сентябре из зеленых плодов. Принимать по 0,5–1 стакану с 1 ст. ложкой меда.

Сок тысячелистника снижает сердцебиение (тахикардию), приливы крови и головокружение (при климаксе), нормализует менструальный цикл, помогает при расширении вен, геморрое и других венозных заболеваниях. Отжимать в июле-августе из всего цветущего растения. Принимать по 1 ст. ложке с равным количеством меда 3 раза в день до еды.

Сок ромашки оказывает противовоспалительное действие на кожу и слизистую, снижает болевые ощущения (колики) в области желудка и кишечника, поглощает газы, рекомендуется при повышенной кислотности. Отжимать в июле-августе из всего цветущего растения. Принимать по 1 ст. ложке с таким же количеством меда 3 раза в день до еды.

Сок зверобоя является эффективным нервно-восстановительным средством, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, рекомендуется при подавленном состоянии на нервной почве и при истощении после физического и умственного перенапряжения. Отжимать в июне-июле из свежего цветущего растения. Принимать по 1 ст. ложке с равным количеством меда 3 раза в день до еды.

Арбузный сок обладает противосклеротическим действием. Его пьют при гипертонии, подагре, артрите, при почечно-каменной болезни, циститах, нефритах, пиелонефритах. Арбузный сок противопоказан при камнеобразовании, сопровождающемся выпадением фосфатов в щелочной среде. Принимать по 1 стакану с 1 ст. ложкой меда.

Яблочный сок применяется для поднятия сопротивляемости организма и для утоления жажды, является тонизирующим средством при сердечно-сосудистых заболеваниях. Отжимать в сентябре-октябре из созревших ароматных плодов.

Виноградный сок способствует снижению уровня холестерина, облегчает отхаркивание, улучшает обменные процессы в организме и в сердце, оказывает положительное воздействие на эндокринные железы, повышает качество материнского молока.

Апельсиновый сок хорошо утоляет жажду, является эффективным средством профилактики и лечения гиповитаминозов, помогает быстрее восстановить силы в послеоперационный период, во время инфекционных заболеваний и в период выздоровления. Применяется также при гипертонии и атеросклерозе.

Сок граната используется при лечении малокровия, ангины, бронхиальной астмы, атеросклерозе, общем истощении и облучении.

Сок яблок, граната, апельсина и винограда принимать по 0,5–1 стакану с 1 ст. ложкой меда 3 раза в день. Мед добавлять в сок непосредственно перед приемом.

Сок клюквы принимают при гриппе, ангине, гипертонической болезни, атеросклерозе, различных инфекционных заболеваниях, в послеоперационный период. Сок оказывает умеренное мочегонное действие.

Сок калины рекомендуется при бронхитах, ларингитах и как общеукрепляющее средство. Принимать по 3 ст. ложки 3–4 раза в день, детям — по 1 десертной ложке. Сок алоэ применяется как общеукрепляющее средство для повышения иммунитета. Противопоказан при болезнях печени и почек. Отжимать по достижении растением возраста 2–3 лет. Рекомендуется смешивать по 1–2 ст. ложки сока алоэ с 1 стаканом акациевого меда и принимать по 1 ст. ложке этой смеси 3 раза в день после еды.

Очень полезно периодически устраивать однодневное соковое голодание. Заранее наметьте день, в который вы будете голодать, и запаситесь продуктами, из которых вы будете готовить соки.

Накануне вечером поужинайте легкой вегетарианской пищей, лучше всего — тушеной капустой с кусочком хлеба. Утром возьмите одну свеклу средней величины и одну морковку. Потрите их на мелкой терке и отожмите. Полученный сок будет вашим завтраком. Примерно через 3 часа после завтрака нужно выпить стакан яблочного сока, выжатого из несладких яблок, с добавлением меда. Через 6 часов после завтрака отожмите сок из белокочанной капусты и морковки, смешайте их в равном количестве так, чтобы получился стакан капустно-морковного сока, и выпейте его на обед. Через 9 часов после завтрака лучше всего выпить сок, отжатый из 2 яблок и 0,5 стакана брусники. Этот сок нужно подсластить медом. Если брусники нет, подойдет клюква. Если не окажется и клюквы, выпейте просто яблочный сок с медом. На ужин — сок, отжатый из 4 протертых сырых картофелин, смешанный с таким же количеством капустного сока. На следующее утро не торопитесь набрасываться на пищу. На завтрак придется ограничиться только яблоками и кусочком ржаного хлеба. После полудня можно есть как обычно, но не перегружать желудок. Постарайтесь устраивать однодневное соковое голодание раз в неделю или 2–3 раза в месяц. Эта процедура укрепит защитные силы организма. К тому же она будет способствовать регулярному очищению желудка, кишечника и печени от шлаков.

Томатный сок улучшает пищеварение, предупреждает развитие атеросклероза, способствует процессу кроветворения, поддерживает кислотно-щелочной баланс и нормализует холестериновый обмен. Отжимать в сентябре-октябре из полностью созревших нетепличных плодов. Принимать по 1 стакану с 1 ст. ложкой меда 2–3 раза в день до еды.

Сок тыквы показан при состояниях общей слабости, сердечно-сосудистых заболеваниях, ожирении, заболеваниях печени и почек, различных отеках. Он также входит в комплексное лечение аденомы простаты. Отжимать из плодов в сентябре. Принимать по 1 стакану с 1 ст. ложкой меда 2–3 раза в день до или после еды.

Соков можно пить столько, сколько пьется с удовольствием, не принуждая себя. Как правило, для получения заметных результатов необходимо ежедневно выпивать по меньшей мере 600 мл соков (любых). Чем больше мы пьем соков, тем большим будет лечебно-оздоровительный эффект от сокотерапии.

Наталья СМЕТАНИНА

Постоянный адрес ссылки:

Ни дня без соков


Картинка к новости :: убеждения подсознания

Убеждения подсознания

Мы все когда-то пришли на Землю чистыми, незапятнанными. Да, конечно необходимо учитывать приобретенный в утробе матери опыт: не всегда она хорошо себя чувствовала, и не все мамы рады известию о том, что у них будет ребенок..

Но в отношении мира и взаимодействия с ним – ребенок чист и невинен, у него еще нет понимания о том кто он и что ему необходимо будет общаться с себе подобными. Он полон любви, гармонии, и по большому счету, кроме родового стресса – ничто пока еще не омрачило его жизнь.. Ему было очень хорошо в животике у мамы, и вдруг все это кончилось… и теперь он уже знает – любых изменений надо избегать…

Чтобы сохранить эту чистую гармонию, ребенку надо очень многое, и малое одновременно: ему нужна любовь и забота. Со временем взросления характер необходимой заботы изменится: вместо «сделай» и «помоги» она перерастет в «не мешай». Но потребность в любви у человека останется до конца его дней…

И если все в его жизни сложится благополучно, то вырастет из малыша взрослый счастливый, ответственный, уверенный в себе человек, способный творчески решать задачи, которые будет встречать в жизни, легко общающийся с окружающими и понимающий социум и его роль, реализующий себя и свои таланты, умеющий любить и любимый… Но такие люди – большая редкость.. и самое сложное – то, что мы не осознаем своей возможности быть такими, то, что мы уверены, что мы не можем иметь, либо можем иметь только то, что знаем… А что мы знаем? И откуда мы это знаем?

С рождения мы усваиваем то, что нам дают родители.. прежде всего – отношение к самому себе. Ребенок начинает понимать кто он исходя из того, как к нему относятся. А также из того, как к себе относятся окружающие его люди. А начинает он это ощущать – еще находясь в животике у мамы. Если ему говорят, что он – никто, звать – никак, что он не хороший, что он не заслуживает - сможет ли он вырасти уверенным в себе человеком? Думаю, ответ очевиден. У человека навсегда останется убеждение о том что он никто, что он не хороший, что он не заслуживает и так далее. Вариантов может быть много, но результат – один. Взрослый человек находится в плену у сформировавшихся в детстве убеждений. Он вроде понимает, что он заслуживает, и что он хороший.. но на практике – пытается соответствовать и заслуживать… и сознанием преодолеть это получается крайне редко.

Есть еще один момент, к сожалению, встречается он у очень многих. Сценарные аналитики называют это проклятием (или приказанием) «не живи». Формируется оно в самом раннем детстве, когда ребенок еще не воспринимает вербальный сигналов (слов, значения жестов), а воспринимает только невербальные послания (ощущения отношения к себе, эмоционального настроя, тон)… Вот здесь – «засада».. дети не всегда желанны, иногда есть проблемы у родителей, а ребенок только мешает, да может быть еще куча причин… и даже если мамочка обращается к малышу с добрыми и ласковыми словами, малыш воспринимает ее внутреннее состояние и понимает что он не желанен в настоящий момент. Ребенок чувствует себя причиной несчастья (ведь он еще умеет чувствовать только себя). И счастье, если такие моменты бывают редки… но если они не исключение, а правило, то программа того, что для того, чтобы любимые люди были счастливы необходимо покинуть этот мир, глубоко укореняется в его подсознании. И убеждение о том, что ему не место в этом мире будет лежать в основе его жизни и поступков. Вариантов этого убеждения – множество, но все они – ограничивающие, мешающие человеку полноценно жить, наслаждаясь жизнью, творчески себя проявляя. И в критических моментах человек будет делать вещи, разрушающие его, его отношения, его жизнь, его творения…

Существует множество аспектов жизни, к которым мы стремимся и которые наше подсознание саботирует. Здоровье, счастье, любовь, работа…. И оно не хочет этого достигать, если внутри есть ограничивающие убеждения. Конечно, человек может достигнуть всего волей и трудом, но если есть саботаж на тему достижения, то без потерь человеку вряд ли удастся достигнуть результатов. Потери могут быть самыми разными: отношения, здоровье, удача – это будет иная область, но опять же это будут потери, а не достижения.

Это очень ясно можно увидеть при активной работе над собой, самосовершенствовании, занятии психологией, когда человек осознает имеющиеся у него установки, сценарии, начинает над ними работать, и в итоге достигает определенных результатов в изменении сценария, в выходе из него. о при этом, человек теряет здоровье, рушит отношения, теряет вкус жизни. В сценарном анализе такой момент определяют как то, что вступило в действие "проклятье", которое ранее было нейтрализовано более удобным предписанием: ушло предписание, сработало проклятье..

Но человеку от этого не легко, т.к. внутренние убеждения активно проявляют себя в жизни и человек разрушает себя.

В настоящее время существует множество способов работы с подсознанием. Гипноз, НЛП, СК-терапия, работа с энергетическими каналами, работа в Рейки. И все это дает результат, хороший или плохой – зависит от обстоятельств и от того, насколько точно определена проблема.

На мой взгляд, в любой из этих систем есть 2 слабые стороны: точное определение проблемы и то, что человек делает это не сам, а прибегает к помощи другого человека. Второе опасно тем, и в подсознание может попасть не только информация, которая необходима, т.к. это может быть сопряжено с личностью работающего с подсознанием, его неосознаваемыми мотивациями, и с обстановкой.
Есть более пассивные формы работы с подсознанием: оно активизируется определенным образом, и человек самостоятельно дает ему задание разобраться с определенными проблемами. Но здесь необходим определенный навык и тренировки.
Способ, при помощи которого работаю я – безопасный и эффективный. Человек сам работает с той темой, проработка которой ему необходима. Даже когда мы делаем эту работу в группе – человек полностью контролирует что с ним происходит. Установки, с которыми работает человек – позитивны. А техника работы с ними – не предполагает исключений и ломки подсознания, и позволяет организму подстроится под желаемое нами убеждение.

После освоения техники и проработки наиболее сложных проблем, актуальных практически для всех – человек может самостоятельно, в любое время прибегнуть к данной технике и работать полностью самостоятельно.

Для выяснения актуальности тем, возможно использование сценарного анализа. Я обычно так же использую кинезиологическое тестирование. Этот тест, называемый также мускульным, основан на гипотезе Джорджа Гудхарта о том, что сила и слабость каждой мышцы связана с состоянием конкретного органа тела и что существует непосредственная связь с между содержанием нашего бессознательного, состоянием организма и нашей мускульной реакцией.

Посредством этого теста возможно обнаруживать глубоко укоренные убеждения, отношения и чувства. Этим же способом можно определить насколько успешно проработана тема.

Для человека этот тест очень очевиден, и проводить его может научиться практически каждый.

Таким образом, после проработки проблемы, человек начинает жить исходя из нового убеждения: реализуя возможности быть счастливым, успешным, любимым, здоровым..

Жизненных аспектов для проработки очень много. Но в результате работы, индивидуально или на тренинге, изначально мы прорабатываем самые важные: безоговорочную способность и желание жить, принимать и любить себя, и принимать других. Без наличия этих установок в подсознании полностью насладиться жизнью, общением, результатами своего творчества – не возможно, и дальнейший путь по работе с собой представляется крайне сложным.

Эти три основные темы – базис реализации человека в творчестве, отношениях, в социуме. Это то, что ребенку надо усвоить в раннем детстве, чтобы его жизнь была счастливой и успешной.

И если раньше в нашей жизни существовали обстоятельства, которые не дали нам усвоить эти ценности, то сейчас – мы взрослые люди, и все – в наших руках. Мы вправе, понимая в чем суть наших проблем, решить их. И от решения собственных проблем выиграют все: и мы сами, и наши близкие, и те, кто вокруг нас, и те, кто встретится еще на нашем пути… таком интересном и разнообразном, если суметь его принимать таким….

Постоянный адрес ссылки:

Убеждения подсознания


Картинка к заметке правительство великобритании объявило о начале массовой национальной кампании, направленной на популяризацию среди женщин долгосрочных средств контрацепции

Правительство Великобритании объявило о начале массовой национальной кампании, направленной на популяризацию среди женщин долгосрочных средств контрацепции

Теперь врачи, вместо того чтобы автоматически выписывать молодым женщинам оральные контрацептивы, должны также предлагать своим пациенткам долгосрочные методы предохранения, которые обеспечивают защиту от беременности на срок от трех месяцев до пяти лет.

Данная кампания ставит своей целью донести до девушек и молодых женщин информацию обо всем разнообразии имеющихся методов контрацепции. Сегодня большинству женщин, которые обращаются к врачу за контрацептивным средством, выписываются противозачаточные таблетки. Лишь 14% используют контрацептивные средства длительного действия, например, инъекции или гормональную внутриматочную систему, тогда как таблетками пользуется более трех миллионов женщин (35%).

По оценкам министерства здравоохранения Британии, если большее число женщин будет отдавать предпочтение контрацептивным средствам длительного действия, то число нежелательных беременностей уменьшится примерно на 73 тысячи в год.


Постоянный адрес ссылки:

Правительство великобритании объявило о начале массовой национальной кампании, направленной на популяризацию среди женщин долгосрочных средств контрацепции


Картинка к заметке обучение больных сахарным диабетом второго типа

Обучение больных сахарным диабетом второго типа

И. В. Глинкина, Т. И. Романцова, кандидат медицинских наук, О. В. Роик, кандидат медицинских наук,
ММА им. И. М. Сеченова, Москва

Сахарный диабет (СД) второго типа характеризуется развитием тяжелых осложнений, приводящих к потере трудоспособности, ранней инвалидизации и смертности пациентов. На современном этапе развития диабетологии обучение пациентов является необходимой составляющей и залогом успешной комплексной терапии СД второго типа наряду с диетой, физическими нагрузками, самоконтролем и медикаментозной терапией.

Обучение проводится в специально созданных «школах больных СД второго типа», одна из которых в течение 7 лет функционирует на базе клиники эндокринологии Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. В этой школе прошли обучение 3171 человек, из них 2663 человека (83,9%) неоднократно, средний возраст пациентов составил 56±11,2 года.

Целью обучения больных СД второго типа является формирование у пациентов мотивации к лечению, с тем чтобы они могли принять активное участие в лечебном процессе, а также приобретение больными практических знаний и навыков, необходимых для адаптации к качественно новым условиям жизни. Для успешного решения поставленных задач необходима четкая организация процесса обучения. В клинике эндокринологии ММА им. И. М. Сеченова обучающая команда состоит из двух врачей: эндокринолога и подолога, при необходимости в штат могут быть включены диетолог, психолог, офтальмолог. Обучение проходят пациенты, находящиеся на амбулаторном или стационарном обследовании и лечении, размер групп варьирует от 8 до 15 человек. Представленная ниже программа обучения больных СД второго типа четко структурирована и состоит из 9 занятий длительностью 2-3 часа каждое.

Занятие 1. Тема «Что такое СД»

Занятие начинается со знакомства с группой, представления обучающей команды, короткого рассказа каждого из пациентов о начале заболевания, получаемом лечении, имеющихся проблемах, возникших в связи с наличием СД.

Ключевые аспекты темы:

основные понятия диабетологии (нормальный, высокий и низкий уровень сахара в крови, почечный порог комы); цели лечения; симптомы СД и причина их появления; типы СД; «четыре кита» комплексной терапии СД второго типа.

В процессе занятия пациентам рассказывают о нормальных значениях уровня сахара натощак и перед едой (3,3-5,5 ммоль/л), а также через 2 часа после еды (<7,8 ммоль/л), вводят понятия «гипогликемия» и «гипергликемия», объясняют, чем опасны эти состояния (развитие ком, поздних осложнений). Таким образом, становятся понятны цели лечения — поддержание нормальных или близких к таковым значений уровня сахара в крови. Пациентов просят перечислить все симптомы, появляющиеся при высоком уровне сахара в крови, обучающий корректирует и дополняет ответы, подчеркивая, что в основе этих симптомов лежит именно гипергликемия. Далее обсуждаются типы СД, причем внимание акцентируется на СД второго типа и причинах его возникновения: наследственности, ожирении по типу «яблока», гиподинамии и употреблении большого количества рафинированных жиров и углеводов. Далее обсуждаются «четыре кита» современной терапии СД второго типа: гипокалорийная диета, физические нагрузки, необходимость самоконтроля, а также имеющиеся в настоящий момент в арсенале диабетолога сахароснижающие препараты (краткая информация о группах, механизмах действия).

Занятие 2. Тема «Самоконтроль»

Ключевые аспекты темы:

что входит в понятие самоконтроля и почему он необходим; способы самоконтроля сахара в крови, моче, ацетона в моче; обучение практическим навыкам проведения самоконтроля; ведение «Дневника больного СД второго типа»

Под самоконтролем в узком смысле этого слова понимают самостоятельное определение уровня сахара в крови, моче, ацетона в моче. Регулярное проведение самоконтроля, с одной стороны, вовлекает пациента в процесс лечения и возлагает на него ответственность за собственное здоровье, а с другой — позволяет оценить адекватность проводимой терапии. Самоконтроль уровня сахара в крови осуществляется при помощи визуальных тест-полосок или глюкометра. На занятии пациенты обучаются самостоятельно производить забор крови, пользоваться визуальными тест-полосками, глюкометром. Самоконтроль глюкозурии и ацетонурии осуществляется при помощи визуальных тест-полосок. В конце занятия пациенты учатся вести «Дневник больного СД», куда ежедневно вносятся показатели гликемии, значения АД, перечисляются съеденные продукты, получаемая терапия, изменения самочувствия.

Занятие 3, 4. Тема «Основные принципы диетотерапии при СД второго типа»

Ключевые аспекты темы:

понятие об энергетическом балансе здорового человека и пациента с СД второго типа; основные составляющие пищи и понятие о калорийности; способы уменьшения калорийности суточного рациона; углеводы как основной источник энергии, классификация углеводов; система «хлебных единиц», взаимозаменяемость продуктов, содержащих углеводы; пищевой «светофор»; употребление сахарозаменителей и подсластителей; как быть с алкоголем?

Вводится понятие энергетического баланса. Пациенты с СД второго типа имеют положительный энергетический баланс: количество получаемой энергии превосходит количество расходуемой, что ведет к прогрессированию имеющегося висцерального ожирения. Делается акцент на необходимости снижения веса для достижения компенсации углеводного обмена. Пациенты самостоятельно учатся рассчитывать суточный калораж исходя из их идеальной массы тела и уровня физической активности. Идеальная масса тела рассчитывается по формуле: рост (см) минус 100 (для мужчин) минус еще 10% (для женщин). Пациенты с умеренной нагрузкой тратят 32 ккал/кг, со средней нагрузкой 36 ккал/кг, с интенсивной нагрузкой 40 ккал/кг. Важно не столько абсолютное число рекомендованных нами калорий, сколько уменьшение калорийности относительно рациона, привычного для пациента. Нормализацию массы тела можно назвать «процессом длиною в жизнь», и в данном процессе главное — стойкая тенденция к постоянному снижению веса, так как трудность заключается не только в потере лишних килограммов, но и в поддержании достигнутого эффекта.

Среди пациентов, прошедших обучение в «Школе больных СД второго типа, у 79% наблюдался избыток массы тела: средний ИМТ составил 32,7±3,9 кг/кв.м. За период госпитализации, длившийся в среднем 16 суток, наши пациенты потеряли в весе 2,2±1,4 кг.

Жиры являются наиболее энергоемким компонентом пищи, поэтому похудание должно происходить за счет сокращения их содержания в рационе (<30% калоража суточного рациона). На занятии пациенты узнают о различном качестве жиров и о продуктах с их преимущественным содержанием. Практически все продукты данной группы должны быть исключены из рациона больных СД второго типа. Углеводы являются основным источником энергии, поэтому их доля в суточном рационе должна составлять 55-60%. Резкое ограничение углеводов нецелесообразно, поскольку в этом случае происходит замещение их доли в суточном рационе продуктами, содержащими жиры. Вводятся понятия «подсчитываемых» (повышающих уровень сахара в крови) и «неподсчитываемых» (не производящих вышеуказанного эффекта) углеводов. Далее вводятся понятия медленноусвояемых (сложных) и быстроусвояемых (простых) углеводов. Подчеркивается, что преимущество необходимо отдавать сложным углеводам, содержащим пищевые волокна. Далее рассказывается о системе «хлебных единиц» (ХЕ). Обучение пациентов с СД второго типа, которым проводится терапия пероральными сахароснижающими препаратами, подсчету углеводов по системе ХЕ не является обязательным. Однако мы считаем целесообразным ознакомить пациентов с данной системой, так как это позволяет им реально представить допустимую суточную норму углеводов. Дело в том, что абстрактная рекомендация «дели пополам» относительно продуктов, содержащих углеводы, нередко оказывается малоэффективной: например, раньше пациент за один прием пищи съедал 1 кг яблок, теперь же «всего» полкило... Комментарии излишни.

Для того чтобы облегчить понимание пациентами рекомендуемой диеты, мы делим все продукты на три группы (правило пищевого «светофора»): I — продукты, употребляемые без ограничения; II — продукты, употребляемые в умеренном количестве или по принципу «дели пополам»; III — продукты, употребляемые в минимальном количестве или исключаемые из рациона.

К сахарозаменителям относят фруктозу, ксилит и сорбит, по энергетической ценности вышеуказанные вещества аналогичны углеводам и белкам, что накладывает ограничения на их употребление пациентами с избыточной массой тела. К подсластителям относят аспартам, сахарин, цикламат и ацесульфам, которые не оказывают влияния на уровень гликемии и не обладают энергетической ценностью, то есть могут быть рекомендованы пациентам как с нормальной, так и с избыточной массой тела.

В нашей стране рекомендовать пациентам алкогольную депривацию не представляется возможным: любое праздничное застолье сопровождается потреблением того или иного количества алкоголя. В процессе обучения мы акцентируем внимание наших пациентов на высокой энергетической ценности алкоголя, отмечая, что при постоянном его употреблении даже в небольших количествах не удастся достичь основной цели диетотерапии — снижения избыточной массы тела. Кроме этого, алкоголь может привести к гипогликемии, нередко отсроченной, в связи с чем мы даем пациентам рекомендации относительно вида и количества допустимых к употреблению алкогольных напитков, а также особенностей поведения при их употреблении.

Занятие 5. Тема: «Физические нагрузки. Гипогликемия».

Часть I. Физические нагрузки

Ключевые аспекты темы:

необходимость расширения физической активности при СД второго типа; основные правила дозировки физических нагрузок; поведение перед началом и в процессе физической нагрузки.

На занятии обсуждается положительное влияние физической активности на организм пациента с СД второго типа. Большое значение имеет регулярность физических нагрузок: как минимум три раза в неделю. Учитывая детренированность большинства пациентов, необходимо рекомендовать им постепенное увеличение как длительности, так и интенсивности нагрузок, причем рекомендации должны носить конкретный характер, например: «прогулка по парку в понедельник, среду и пятницу в течение 15 минут». Желательно, чтобы нагрузки были аэробными, тогда их эффект будет выражен максимально. При любых неприятных явлениях (боли в сердце, ногах и т. д.) физическая нагрузка должна быть прекращена. Объясняется, что при повышении уровня сахара в крови выше 14 ммоль/л физическая нагрузка противопоказана, то есть необходимо мотивировать больного на проведение самоконтроля перед физической нагрузкой. Подчеркивается, что физическая нагрузка может явиться причиной гипогликемии, в том числе отсроченной, в связи с чем знание правил приема легкоусвояемых углеводов, а также умение корригировать сахароснижающую терапию являются обязательными навыками.

Часть II. Гипогликемия

Ключевые аспекты темы:

что такое гипогликемия; причины развития гипогликемии; симптомы легкой и тяжелой гипогликемии; что делать при возникновении симптомов гипогликемии.

Занятие начинается с повторения понятия «гипогликемия». Обсуждаются причины развития гипогликемии. Перечисляются симптомы легкой и тяжелой гипогликемии. Обсуждаются меры, необходимые для предотвращения перехода легкой гипогликемии в тяжелую: если есть возможность, то необходимо измерить уровень сахара, после чего незамедлительно принять быстроусвояемые углеводы в количестве как минимум двух ХЕ. Если возможности измерить уровень сахара нет, нужно сразу принять две быстроусвояемые ХЕ. При развитии тяжелой гипогликемии помощь оказывают окружающие: родственники, друзья, коллеги, которые должны быть осведомлены о симптомах тяжелой гипогликемии и о срочных мерах, которые необходимо принять при ее развитии. Если больной в сознании, следует ввести перорально как можно больше быстроусвояемых углеводов в жидкой форме. В случае потери сознания вводится препарат глюкагона, в частности ГлюкаГен 1мг ГипоКит, повышающий концентрацию глюкозы в крови за счет расщепления гликогена в печени. Если через 15 минут пациент не пришел в сознание, необходимо обратиться за врачебной помощью. Надо помнить, что препарат эффективен только при наличии гликогена в печени, поэтому длительные физические нагрузки или голодание у больных сахарным диабетом запрещены. Физическая активность должна быть строго дозирована.

Занятие 6. Тема «Поздние осложнения СД: ретинопатия, нефропатия, нейропатия»

Ключевые аспекты темы:

обсуждение наиболее часто встречающихся осложнений СД и причин их возникновения, введение терминов «ретинопатия», «нефропатия», «нейропатия»; ретинопатия: стадии, симптомы, профилактика, лечение; нефропатия: стадии, симптомы, профилактика, лечение; нейропатия: формы, симптомы, профилактика, лечение.

Диабетическая микроангиопатия и нейропатия выявляются у части пациентов уже в момент постановки диагноза СД второго типа, и в основе их возникновения лежит именно гипергликемия. Далее вводится термин «ретинопатия». Обучающий поясняет, что ретинопатия прогрессирует постепенно, часто вплоть до последней стадии протекая бессимптомно. Для ее выявления необходимо регулярное исследование глазного дна с расширенным зрачком (даются конкретные сроки в зависимости от стадии). Основным методом профилактики возникновения и прогрессирования ретинопатии является нормогликемия, основной метод лечения — лазерная фотокоагуляция сетчатки. Обучающий сообщает, куда можно обратиться для ее проведения, рассказывает об этом методе.

Вводится термин «нефропатия». Обсуждаются ее стадии и мероприятия, необходимые для ранней диагностики соответствующих стадий. Обсуждаются особенности диеты, медикаментозная терапия при возникновении нефропатии. В терминальной стадии показан гемодиализ, который осуществляется в специализированных отделениях при помощи аппарата «искусственная почка». Обучающий рассказывает о методе, сообщает, куда можно обратиться для проведения гемодиализа.

Далее на занятии вводится термин «нейропатия», рассказывается о функции нервов: чувствительных, двигательных, висцеральных и симптомах, которые появляются при их поражении. Профилактикой нейропатии является поддержание нормальных показателей сахара в крови. Лечение осуществляется препаратами a-липоевой кислоты и некоторыми другими.

Занятие 7. Тема «Правила ухода за ногами»

Ключевые аспекты темы:

причины поражения ног при СД; профилактика поражения ног (правила «можно — нельзя»); обучение навыкам осмотра обуви и поведению при возникновении повреждений ног.

Занятие, которое проводится врачом кабинета «Диабетическая стопа», начинается с обсуждения причин поражения ног при СД: недостаточное кровоснабжение, длительное заживление ран, потеря болевой чувствительности. Далее вводятся правила: нельзя — использовать для ухода за ногтями острые предметы, вырезать уголки ногтей, носить тесную обувь или обувь на высоком каблуке, подвергать ноги воздействию высоких температур, ходить босиком; можно — обрабатывать ногти при помощи пилки, опиливая их горизонтально, согревать ноги при помощи массажа, гимнастики или теплых носков, ежедневно осматривать ноги, тщательно просушивать их после мытья, носить удобную обувь. Пациенты обучаются навыкам осмотра обуви для выявления травмирующих факторов: узких мест, выступающих гвоздиков, швов, сбившихся стелек, открытых носков, высоких каблуков и т. д. Пациенты должны знать, что, если не удалось избежать повреждения ног, для обработки ранки можно использовать раствор фурацилина, мирамистина, бактерицидный пластырь. Йод, «зеленка», спирт, «марганцовка», обычный лейкопластырь для этих целей не подходят, также запрещено накладывать компрессы, использовать мази. При появлении покраснения, отечности, гноя, плохом заживлении необходимо немедленно обратиться в специализированное учреждение (называются адреса).

Занятие 8. Тема «Артериальная гипертензия, атеросклероз и СД второго типа».

Часть I. Артериальная гипертензия

Ключевые аспекты темы:

что такое артериальное давление (АД); нормальный уровень АД, причины и механизмы повышения АД; симптомы повышенного АД; опасности повышенного АД; принципы современной антигипертензивной терапии.

В начале занятия вводится понятие АД. Объясняется, что, независимо от возраста, пола и прочих условий, АД не должно превышать 140 и 90 мм рт. ст. (в идеале 130 и 85 мм рт. ст). Перечисляются симптомы повышенного АД. Пациенты должны знать, что высокое АД чревато развитием таких осложнений, как инсульт, инфаркт миокарда, кровоизлияние в глазное дно. Обсуждаются принципы антигипертензивной терапии: немедикаментозные (ограничение соли, снижение массы тела, расширение физической активности) и медикаментозные методы (препараты «скорой помощи» при гипертоническом кризе, препараты для постоянного применения). В конце занятия пациенты обучаются правильно измерять АД.

Часть II. Атеросклероз

Ключевые аспекты темы:

что такое атеросклероз и механизмы его развития; нормальный уровень холестерина в крови; проявления атеросклероза; принципы современной гиполипидемической терапии.

Вводится понятие атеросклероза. Высокий уровень холестерина в крови (норма до 5,2 ммоль/л или 200 мг%) наряду с курением, малоподвижным образом жизни, наследственностью, СД второго типа способствуют развитию атеросклероза. Перечисляются наиболее опасные проявления атеросклероза: стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт, гангрена нижних конечностей. Обсуждаются принципы профилактики и лечения атеросклероза. К немедикаментозным методам относят соблюдение гиполипидемической диеты с низким содержанием холестерина, отказ от курения, расширение физических нагрузок. Медикаментозная терапия включает использование гиполипидемических препаратов (перечисляются группы, можно кратко рассказать о механизме действия).

Занятие 9. Тема «Инсулинотерапия при СД второго типа»

В этом занятии стоит упомянуть о новых препаратах, снижающих уровень гликемии, таких как НовоНорм. Этот препарат стимулирует секрецию собственного инсулина и обеспечивает его быстрое высвобождение. Препарат улучшает компенсацию углеводного обмена и, что особенно удобно для пациента, имеет гибкий режим дозирования во время еды, то есть возможно соблюдение принципа «прием пищи — прием препарата, нет приема пищи — нет приема препарата».

Инсулинотерапию стоит обсудить с пациентами, по тем или иным причинам вынужденными применять инсулин.

Ключевые аспекты темы:

причины назначения инсулина при СД второго типа; механизм действия инсулина; виды препаратов инсулина и системы для введения инсулина; схемы инсулинотерапии; обучение технике инъекций.

Перечисляются показания к инсулинотерапии при СД второго типа. Пациентам напоминают, что инсулин — это гормон, вырабатываемый поджелудочной железой и снижающий уровень сахара в крови. Обсуждаются виды препаратов инсулина — их различия по происхождению и длительности действия. Пациенты должны знать профиль действия препаратов короткого, пролонгированного, комбинированного инсулинов. Перечисляются торговые названия наиболее часто встречающихся на российском рынке препаратов инсулина, причем акцент делается на взаимозаменяемость препаратов инсулина с одинаковой продолжительностью действия. Пациенты учатся визуально отличать «короткий» инсулин от «длинного», годный к употреблению от испорченного; в ходе занятий обсуждаются правила хранения инсулина. Демонстрируются наиболее распространенные системы введения инсулина: шприцы, шприц-ручки. Акцентируется внимание на том, что инсулины во флаконах выпускаются в двух концентрациях: 40 ЕД/мл, 100 ЕД/мл, поэтому шприцы, используемые для введения, должны соответствовать концентрации препарата инсулина во флаконе. Далее обсуждаются традиционная и интенсифицированная схемы инсулинотерапии, «плюсы» и «минусы» каждой. В конце занятия пациенты обучаются технике введения инсулина.

Заключение

Среди пациентов, впервые госпитализированных в клинику и не обучавшихся ранее в «Школе больных СД второго типа», до 90% человек находятся в фазе декомпенсации. Среди прошедших у нас курс лечения пациентов 83,9% (2663 человека) обучались в «Школе больных СД второго типа», причем неоднократно. Из них 202 человека (7,6%) находились в фазе компенсации, 1811 человек (68%) — в фазе субкомпенсации, и 650 человек (24,4%) в фазе декомпенсации. Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что обучение является неотъемлемой частью комплексной терапии СД второго типа.

Постоянный адрес ссылки:

Обучение больных сахарным диабетом второго типа


Создан прибор, обеспечивающий кислородом красные кровяные тельца

Рич Гилберт из Массачусетского технологического института сконструировал прибор, обеспечивающий кислородом красные кровяные тельца. В естественных условиях эритроциты обогащаются кислородом при прохождении крови через легкие и затем доставляют его к различным тканям.

В аппарате Гилберта кровь облучают ультрафиолетом в присутствии особых катализаторов. Входящая в состав кровяной плазмы вода под действием этого излучения отщепляет кислород, который связывается гемоглобином, содержащимся в эритроцитах. Эффективность такого устройства пока в несколько раз хуже, чем у нормальной легочной ткани, однако изобретатель предполагает значительно расширить его возможности. Если это удастся, то оксигенизатор Гилберта войдет в арсенал средств лечения эмфиземы и прочих хронических заболеваний легких и бронхов.

Постоянный адрес ссылки:

Создан прибор, обеспечивающий кислородом красные кровяные тельца


 
 
 
© 2009 Новейшая медицина ОнТумед